- Главная страница
- Блог
- Добавленная стоимость торговой компании и справедливое ценообразование
24.03.2022
Добавленная стоимость торговой компании и справедливое ценообразование
Что такое добавленная стоимость?
Давайте отойдём в этом размышлении от экономических понятий EVA (Economic Value Added), EBIT (Earnings before interest and taxes), ROIC (Return оn invested сapital), WACC (Weight average cost of capital) и попробуем вместе с Аристотелем поразмышлять над понятием «справедливое равенство».
Предпосылкой к данной статье стал разговор с директором одного российского метизного завода в кулуарах конференции про качество и стандартизацию крепежа: «Да, в чем польза от торгашей? Здесь купил, там продал, на качество вообще не смотрят, один вред».
А на самом деле, какую добавленную стоимость создают торговые компании? В чём она заключается?
В древней Руси рынок (торг) был центром городов. Купцы, сурожане, позже купеческие гильдии создавали основу для создания капитала и вносили свой вклад в развитие промышленности, в открытие новых земель и в технический прогресс. Так было до начала 19 века.
В 1918 году советской властью был подписан указ об упразднении торговой деятельности, что стало началом постепенного перехода к плановой экономике. С этого момента развитие метизных компании в Советском Союзе и Европе пошло разными дорогами. В Европе развивались частные производства и торговые компании, которые объединяли предложения метизных производств, занимая своё место в товаропроводящих цепях. Синергетический эффект и рыночные механизмы отбора позволяли развиваться как одним, так и другим, и, как результат, всей отрасли.
В Советском Союзе же метизные производства были дополнением к металлургическим комбинатам и, согласно законам плановой экономики, производили только ту номенклатуру, которая была востребована другими предприятиями системы. Первые метизные торговые компании новой России стали появляться как сбытовые подразделения существующих предприятий, вышедших из СССР. Зачастую используя коррупционные ограничивающие схемы свободного распространения товара так, что конечные потребители были вынуждены покупать товар у посредников, так как иные варианты были недоступны.
На этом этапе добавленной стоимостью торговой компании была сама возможность приобрести продукцию завода. Позже стал появляться первый импорт крепежа, и это был крепёж принципиально другого, более хорошего качества. Это положило начало формированию новой добавленной стоимости, состоящей из отбора продукции определённого качества и широкого ассортимента в наличии.
А что же сейчас?В чём вклад торговых компаний в цепочку обращения товаров и денег и дополнительная ценность соответственно? Сейчас, когда есть открытость рынка, развитость логистических схем и возможностей, интернет и маркетплейсы, зачем нужна торговая компания?
И в самом деле, компании, добавленная стоимость которых строилась на том, что не все могли купить товар на заводе, практически ушли с рынка. В условиях прозрачного открытого рынка товаропроводящие цепочки существенно сократились, ушли с рынка множественные посредники, не создающие или создающие неоправданно высокую добавленную стоимость.
Так что же продаёт торговая компания сегодня?
Крепёж? Да и нет.
Крепёж производится на заводе, именно трансформация проволоки в крепёж и есть добавленная стоимость производителя. А добавленная стоимость продавца - это сервис (услуга).
Именно по качеству и разнообразию сервиса конечный потребитель и выбирает продавца крепежа. Сервис - обширное понятие, которое может включать в себя учёт потребностей заказчиков, распределённое поддержание широкого ассортимента продукции на складах, доставку, контроль качества, консультации, после продажную поддержку, выбор оптимальных производителей и множество специализированных услуг.
Именно за эту дополнительную создаваемую ценность и платит в конечном итоге потребитель. И справедливость ценообразования определяет своим рублем.
Услуги и сервис ЦКИ вы можете оценить сами: